Довольно часто можно столкнуться с ситуацией, когда результаты выдачи поисковых систем по определенному запросу вас не устраивают. То есть, вы заходите на один из предложенных сайтов, смотрите или читаете, а предоставленная информация или совсем не о том, или лишь частично раскрывает вопрос. О таких сайтах можно сказать, что они не соответствуют вашему запросу или не релевантные.
Релевантность сайта – это степень соответствия его содержимого (или конкретной страницы сайта) поисковому запросу пользователя интернета. Так же, это один из главных критериев в оценке ресурса поисковой системой при выдаче.
Например, пользователь вводит в поиск фразу «что такое релевантность сайта» и поисковая система выдает ему тысячи страниц сайтов, где об этом упоминается. Но вот по какому принципу она определяет, какой сайт показать первым для этого запроса, а какой 325-ым? Здесь решает релевантность сайта в целом и страницы в частности. Вернее, поисковая система имеет множество критериев, по которым определяет максимально релевантный этому запросу ресурс и показывает его первый, затем второй и так далее. Относительно характера этих критериев, релевантность можно поделить на два вида.
Внутренняя релевантность
Мы уже рассматривали, что в процессе внутренней оптимизации сайта, вам необходимо выделять семантическое ядро, использовать равномерно ключевые слова из него, правильно структурировать текстовые сообщения (как объявления, так и статьи). Если вы всё так и делаете, то внутренняя релевантность вашего ресурса по ключевым запросам должна быть на высоком уровне и позитивно влиять на рейтинг сайта (его ранжирование поисковыми системами).
Но стоит акцентировать внимание на том, на что именно обращает поисковая система свое внимание в первую очередь при анализе конкретной страницы на релевантность запросу:
• плотность – частота использование ключевых слов по сравнению со всем объемом текста, если ниже 5%, то система может определить страницу вообще не релевантной, а если намного больше 5%, то может решить, что это искусственно созданная страница под поисковый запрос и отфильтровать её (не показать). Здесь необходимо быть внимательным и писать текст больше ориентированный на людей, чем на машину, но не забывать использовать ключевики несколько раз;
• расположение по тексту – очень позитивно влияют ключевые слова, находящиеся в заголовках или подзаголовках, в метатегах; по самому тексту необходимо употребить их минимум один раз поближе к началу статьи (объявления, описания и т.д.) и где-то в средине, но не начинать ими первое предложение;
• синонимы и словоформы – поисковые системы также научились распознавать словоформы и синонимы ключевиков, поэтому их наличие показывает, что на конкретной странице действительно раскрывается необходимая информация.
Внешняя релевантность
В отличие от внутренней, здесь можно выделить только один критерий, которым руководиться поисковая система, определяя релевантность поисковому запросу – это его популярность и авторитетность. А измеряется они (по мнению системы) количеством сайтов (хостов), которые ссылаются на этот ресурс или конкретную страницу.
На практике, определение этого веса или цитируемости каждая система поисковая производит по собственному алгоритму.
Так, у Гугла используется показатель PageRank. Он, буквально, оценивает ранг страницы, количество упоминаний и ссылок на конкретную страницу. Если говорят о PR для сайта, то имеют ввиду его главную страницу. Для Гугл системы, чтобы сравнить два ресурса, необходимо просто сравнить их PageRank, у кого больше, тот и будет выше в выдаче. Фактически, этот показатель выражает степень доверия этой системы к конкретному сайту.
Яндекс же использует индексы цитирования, тематический для всего сайта, взвешенный для конкретной страницы. При этом, официально узнать возможно только значение тИЦ для своего сайта, а вИЦ – нельзя (раньше это было доступно, но вебмастера искусственно накручивали этот показатель и его убрали с доступа).
В результате, позиция сайта при выдаче по определенному запросу высчитывается (упрощенно) как сумма показателей внутренней и внешней релевантности. Фактически, поисковая система стремиться вам показать в первую очередь страницы с информацией, которая (на её взгляд) максимально полно раскрывает тему вашему запросу, при этом их источник имеет достаточную авторитетность (тоже по мнению системы), чтобы об этом писать. Но поскольку при ранжировании сайтов, такие системы руководятся не только релевантностью, но и другими критериями, то процесс оценки сайта имеет намного больше ступеней и стадий, а также гораздо сложнее. Не добавляют простоты к расчету позиции при выдаче возможные санкции и штрафы поисковой системы наложенные на сайт, за различные нарушения, с точки зрения этой системы (понижение в выдаче, баны и прочее).
Релевантность сайта напрямую зависит от того, как вы проводите внутреннюю и внешнюю оптимизацию своего ресурса.